Главная » 2015 » Декабрь » 9 » Что такое «коррупция», что понимается под «противодействием коррупции»?
20:41
Что такое «коррупция», что понимается под «противодействием коррупции»?
Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений. Коррупция может затрагивать все наше общество в целом, ее проявления могут быть различны и многообразны. Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Понятие коррупции дано в статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Так, под коррупцией понимается: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица; В свою очередь, противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях. Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, и тем более самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией. Прежде всего, если вы имеете статус государственного или муниципального служащего, то должны знать еще об одной обязанности, линии своего поведения, закрепленной в ст.9 Федерального закона «О противодействии коррупции». Так, государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. Невыполнение же государственным или муниципальным служащим этой обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности. А что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не попасть в сети коррупционеров, не стать участником преступления? Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей. Проще это сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того, чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в сети «Интернет» локальные нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, прежде всего, изданные им административные регламенты предоставления тех или иных государственных либо муниципальных услуг. Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru. С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется. Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно прочитать Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде. Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также при наличии полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг (к примеру, Закон Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»). Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя. Кроме изучения актов, регламентирующих деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, а также коммерческих и иных организаций, необходимо себя психологически подготовить к такому общению. Необходимо помнить, что главное — это уверенность в собственной позиции, которую может дать только ваша компетентность. Именно она заставит лицо, наделенное полномочиями, лишний раз задуматься, стоит ли в отношении конкретно вас злоупотреблять имеющейся властью или вымогать у вас взятку. Кроме того, не лишним предпринять некоторые дополнительные меры. Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам увереннее чувствовать себя в разговоре. По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения. В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то порядок ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа. В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует: — проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание); — уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите; — в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми; — настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые); — настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа; — не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно; — в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт; — никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы; — в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, написать слово «нет» или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить; — настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта. Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность. Так, п.13 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 разъяснено, что «лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица». Что делать, если, по Вашему мнению, у вас вымогают взятку: 1. Отказать в даче взятки. 2. В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) необходимо сообщить в правоохранительные органы, соблюдая следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки: — вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться вымогателем как готовность дать взятку; — внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки и т.д.); — постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы; — не брать инициативу в разговоре на себя, позволить «взяточнику» выговориться, сообщить вам как можно больше информации; — незамедлительно обратиться в правоохранительные органы. Куда обращаться? Возможны следующие варианты действий: 1. Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур заключается в подаче жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции. 2. Жалоба в контролирующие (надзорные) органы. К примеру, в рамках потребительских отношений это могут быть расположенные на территории области территориальные управления Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями ЖКХ – областная жилищная инспекции, а также органы прокуратуры. При этом жалоба должна содержать конкретные сведения и факты. 3. Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы (по телефонам дежурной части, «телефона доверия» или в управления собственной безопасности, которые, например, есть в Управлении МВД России по Ульяновской области. Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления. Вы можете обратиться в прокуратуру, дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение. Обращаем ваше внимание, что если вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки. Предложенные рекомендации не являются, конечно, универсальными, исчерпывающими и единственно верными. В каждой конкретной ситуации вам приходится самостоятельно решать, какие методы и в какой мере применять для достижения наилучшего результата в общении с должностными лицами. Это лишь основные направления для укрепления и защиты позиции граждан, не желающих мириться с коррупцией в своей повседневной жизни.
Просмотров: 627 | Добавил: Руслан | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: